Казалось бы онлайновые магазины должны облегчить жизнь покупателю, привлекая его разумными ценами и эффективным сервисом. Ан нет — практика показала, что рост количества и популярности интернет-магазинов не слишком повлиял на качество обслуживания. И чтобы покупка была удачной и приятной, иногда приходится приложить недюжинные силы и смекалку
В последние несколько лет уже стало нормой при планировании покупок (особенно крупных) сразу лезть во Всемирную сеть, чтобы узнать, сколько что стоит и где этот товар можно приобрести. С одной стороны — бесспорно удобно. С другой — при таком обилии онлайн-магазинов вероятность попасть на недобросовестного продавца либо некачественный или не сертифицированный товар увеличивается. Ко всему прочему, интернет-торговцы уже давненько смекнули, как можно нажиться на покупательской лени. Потому занесем себе в «мемориз» несколько простых правил, о которых стоит помнить, приобретая товар в Интернете — как в отечественных, так и в зарубежных магазинах. Начнем с первых - здесь все очевиднее.
Правило первое: Анализируй это!
Банально, но сперва стоит просмотреть все возможные предложения по нужному товару. Для этого стоит прошерстить сайты вроде price.ua, hotline.ua, market.yandex.ua. Естественно, учитывая при этом все условия (оплату доставки, гарантию, сроки и т. д.). Можно, конечно, ходить проторенными путями, и покупать постоянно только в проверенных магазинах. Но так можно пропустить, например, какие-то акции, горячие предложения или более широкий ассортимент других онлайн-маркетов. Кстати, в Сети есть целые порталы, на которых собраны данные о скидках и распродажах тысяч магазинов (вроде проекта «Покупон»), и такая информация может значительно сэкономить время. Кроме того, может пригодиться сайт с отзывами о магазинах (например. Stop Shop).
Кстати, бывает и такое (сами бы не поверили, если бы не видели собственными глазами), что в оффлайновых магазинах некоторые товары оказываются существенно дешевле. Это обычно не касается техники, а распространяется на более дешевые вещи — чаще всего это домашняя утварь. Особенно если эти товары отечественного производства, либо представлены только в магазинах от производителя, и еще не успели проникнуть во Всемирную сеть. Например, постельное белье киевской фабрики явно проще поискать в магазинах этой самой фабрики, а никак не в Интернете, где в любом случае наценка будет больше.
Правило второе: Изучите матчасть
Самое важное — выбрать правильный магазин. Солидные магазины нынче работают не первый год имеют в наличии широкий ассортимент товаров, указывают свой юридический адрес, банковские реквизиты, номер стационарного телефона. Менеджеры должны быть приветливы и действовать оперативно, учитывая все пожелания клиента. Для оплаты товаров обычно предлагается несколько способов. Что касается сайта — его дизайн должен быть выполнен профессионально, иметь домен второго уровня, находиться на платном хостинге. Не лишним будет почитать отзывы о магазине, позвонить на его городской телефон.Также стоит сразу ознакомиться со способами доставки, условиями покупки и гарантии (от производителя, от магазина, сертификация), с политикой возврата.
Правило третье: Требуйте внимания
Первый признак непрофессионализма сотрудников — если покупателю не перезванивают в течение часа после заказа, либо не присылают информацию об обработке заказа на e-mail. Если товар редкостный, либо по каким-то причинам нужно купить его именно в конкретном магазине — стоит смело звонить с вопросами о причине игнорирования.Смело можно вычеркивать из списка хороших продавцов онлайн - маркеты с неактуальными товарами в каталоге, где «почти все закончилось, но скоро, возможно, подвезут».
Кроме того, еще одно правило хорошего тона для интернет-магазина (если он, конечно, не оптовый) — не ограничивать сумму минимальной покупки, либо позволять забирать недорогие вещи самовывозом.
Также менеджеры магазина обязаны четко и внятно оговаривать конечные суммы с включенной оплатой доставки, квалифицированно отвечать на вопросы по товару, а также согласовывать удобное как для покупателя, так и для курьера время доставки. К сожалению, персонал интернет-магазинов, который бы отвечал всем этим элементарным требованиям — это скорее редкость, чем закономерность.
Правило четвертое: Платите с умом
Во избежание проблем многие оплачивают товар после доставки. Так можно убедиться в целостности, качестве товара и отдать деньги курьеру непосредственно после осмотра. Многие украинские интернет - магазины именно этот вид оплаты и предпочитают.Но, как правило, такой вид оплаты доступен только в крупных городах при доставке товара собственной курьерской службой интернет-магазина.
Есть еще один относительно безопасный вариант — перевод через банк. Магазин высылает покупателю электронной почтой счет, который нужно оплатить в ближайшем отделении любого банка. За свои услуги банк возьмет 1—3 % стоимости товара. Зато в случае последующих проблем с магазином у покупателя будет платежный документ, с которым можно обращаться в суд.
Распространенный за рубежом способ оплаты — с помощью банковской карты. Это быстро и удобно, хотя уже бывали случаи, когда хакеры взламывали интернет-магазины и считывали данные карт покупателей, после чего деньги с карт клиентов «улетучились». Поэтому есть смысл завести специальную карту для покупок в Интернете, и переводить на нее деньги непосредственно перед оплатой, чтобы минимизировать риски.
Интернет-магазины могут принимать также наложенные платежи. Посылка отправляется покупателю по почте, и ее оплачивают при получении. Правда, посылка может потеряться, а с возвратом не устроившего товара могут возникнуть проблемы (распакованную посылку могут отказаться возвращать).
И последний вариант — оплата с помощью виртуальных денег (WebMoney, Яндекс.Деньги). Это самый «опасный» вариант. Покупку можно оплатить, не получив в итоге товар. Чтобы избежать такого конфуза, нужно проверить аттестат продавца и почитать отзывы о нем. Кроме того, курс конвертации виртуальных денег всегда невыгоден, и далеко не все магазины принимают оплату именно в них.
Правило пятое: Оговаривайте доставку
Курьерская доставка нынче бесплатная только при заказе на определенную сумму. Сроки доставки очень сжаты (1—2 дня), в некоторых случаях реально получить товар уже в день заказа (хотя это большая редкость). Причем в интернет-магазинах белья, одежды, обуви, косметики и некоторых других предоставляется услуга «шоу-рум». То есть курьер доставляет сразу несколько вещей или определенный размерный ряд из которых после примерки можно выбрать только подошедший и понравившийся товар. Можно вообще отказаться от покупки, но при этом придется оплатить стоимость доставки (20—30 грн). Все эти моменты обсуждаются с менеджером магазина в момент заказа.Доставка через «Укрпочту» осуществляется в течение примерно 5—6 дней. При этом в момент оплаты наложенного платежа может взиматься до 4 % стоимости посылки. Курьера прямо домой можно заказать в местном отделении, но эта услуга оплачивается дополнительно.
«Новая почта» предлагает услугу «доставка до двери». Ее стоимость зависит от веса товара, также за доставку в удаленные от отделений службы населенные пункты придется доплатить дополнительно.
Цены на доставку автоперевозчиком тоже очень разные. Самая старая компания на этом рынке, «Автолюкс», осуществляет доставку за 1—2 дня. Такие же цены и сроки доставки у «Гюнсел». «Ночной экспресс» обойдется несколько дешевле — здесь плата за услуги устанавливается индивидуально и зависит от удаленности заказчика (обычно до 40 грн). Эти и другие перевозчики также предлагают «доставку до двери».
Самовывоз, как и доставка курьером, хорош постоплатой. Кроме того, товар можно рассмотреть и пощупать в офисе или на складе интернет-магазина, и в случае, если что-то не устроило, просто не забирать его. Правда, в таком случае придется потратить свое драгоценное время, зато можно сэкономить деньги.
Памятка интернет-шоппера
Нужно обязательно ознакомиться с техническими характеристиками товара. Цена на технику из одного модельного рада может существенно отличаться в зависимости от функциональных особенностей;уточните комплектацию товара. К примеру, в комплект к мобильному телефону может входить гарнитура, к фотоаппарату — карта памяти и т. п.
почитайте отзывы о товаре на других сайтах. Учтите, что масса положительных отзывов может быть заказной;
если нашелся магазин, где цена на товар вдвое ниже, нежели в других — не рискуйте! Не исслюнено, что магазин работает нелегально (легальный магазин имеет счет в банке) или торгует конфискатом:
почитайте гарантийные обязательства магазина, узнайте адрес ближайшего сервис-центра;
обязательно обсудите с менеджером цену, сроки доставки и цену самого товара. Если на сайте указаны цены в у. е., обращайте внимание на курс магазина:
купив мобильный телефон, в присутствии курьера проверьте IМЕI-код по базе данных «серых» телефонов (ее легко найти в Сети). Мобильные телефоны, приобретенные в заграничных интернет-магазинах, в Украине по умолчанию считаются «серыми». IМЕI - код подлежит регистрации, для этого необходимо иметь оригинал таможенной декларации;
сверьте правильность заполнения гарантийного талона (печать, совпадение серии и номера изделия) и целостность пломб (если таковые имеются). Важно также, чтобы не была повреждена упаковка — вы рискуете лишиться гарантии или заполучить бракованный товар, который ранее уже возвращали в магазин.
Смотрим за бугор
Даже в наших интернет-магазинах иногда при взгляде на цены возникает стойкое ощущение, что дерут они с покупателей три шкуры — ну не может какой-то коварный блокнотик или шапка стоит так много. А рассказы о частых зарубежных распродажах или о грошовых американских ценах усиливают подозрения. Проверить, что почем и где купить довольно просто — пойти на разведку в зарубежные интернет-магазины. Еще каких-то пару лет назад с покупками там не особо хотелось связываться — слишком мудреным и запутанным казался процесс. Сейчас же заказать какую-то мелочь с ebay или Amazon, либо недорогого онлайнового магазина Китая — дело двух щелчков мыши. Хотя и здесь есть свои премудрости.Совет первый: На что смотреть
Что стоит покупать в зарубежных онлайн-маркетах? Да практически что угодно, но с некоторыми оговорками.
Одежду и обувь можно заказывать людям со стандартными размерами. Но при этом лучше всего внимательно смотреть в так называемые Size chart, либо на замеры конкретной вещи либо обуви. Кроме того, стоит учесть, что, к примеру, азиатские магазины зачастую маломерят и рассчитаны на низкорослых людей, зато штатовские — наоборот, большемерят. Сразу стоит для себя запомнить, что размер «М» (Middle) в Корее, США и Европе может отличаться на 1—2 размера в любую сторону. Кроме буквенной, есть различные цифровые размерные системы (британская, американская и европейская) — таблицы соответствия несложно найти в онлайне. Тоже самое и с обувью. Вообще, опытные шопперы советуют в первую очередь ориентироваться на мерки в сантиметрах.
Мелкую и не особо дорогую электронику тоже можно довольно удачно покупать в зарубежных магазинах. Так, если сравнить цены на аккумулятор к ноутбуку в киевских магазинах с ценой «где-то там в Юго-Восточной Азии», то выбор сразу станет очевиден. Различные светодиодные фонарики, простенькие МРЗ- плееры, флешки — на все это стоит смотреть в первую очередь. Что-то покрупнее и подороже, что может потребовать в случае чего гарантийного ремонта либо замены, возможно, оптимально приобретать в Украине. Хотя крупные селлеры без вопросов ремонтируют и меняют, но это требует денег и времени, ну и все-таки на порядок больший риск, чем при покупке сертифицированной техники с локальной гарантией на обслуживание в сервисном центре.
Ну и конечно, большие онлайн-магазины — это просто рай для коллекционеров. Обычно только там можно найти какую-нибудь редкостную серию «Трансформеров» 20-летней давности, либо первые издания популярных книг.
Еще одна полезная ремарка — пока все-таки не все зарубежные магазины доставляют напрямую в Украину. В таком случае, если вещь позарез нужна, можно поискать посредников, за услуги которых нужно будет выложить еще 20—30 % стоимости заказа. Кстати говоря, посредников можно найти для покупки с любого сайта — но оправдано ли это? Большинство покупок проще и быстрее совершить самостоятельно, о чем читайте ниже.
Совет второй: Умный поиск
Поиск товаров можно начинать либо с поискового сайта, по-простому вбивая название товара или его артикул. Но такой подход хорош лишь для редких товаров, тех же сборных моделей, игрушек или предметов коллекционирования. Если же речь идет о более популярных вещах, например, классических джинсах любой марки, то более верным путем будет поиск профильного магазина или обращения на интернет-аукцион, например, eBay. Кстати, слово «аукцион» не должно вводить в заблуждение новичков онлайн-покупки. На самом деле сейчас очень многие позиции можно купить новыми, без торгов и затягивания времени по твердой цене. Например, для джинсов можно выбрать фильтры «новое с ярлыками» и «купить сейчас» — в результате можно будет увидеть список товаров, находящихся в наличии у продавцов. Механизм eBay сейчас используют многие электронные торговцы буквально по всему миру. Для компаний из Юго-Восточной Азии это стало настоящим окном в мир, а для покупателей, соответственно, возможностью неплохо сэкономить. Например, некоторые продавцы из Гонконга предлагают бесплатную доставку в любую точку мира, и что самое удивительное — не обманывают.
Опасность попасть на мошенников, конечно, существует, однако надо понимать, что большинству выгоднее вести торговлю честно, тем более что на eBay существует система оценок продавцов. Перед тем, как совершить покупку, надо просто посмотреть на рейтинг продавца (он должен быть близок к 100 %) и число уже совершенных сделок.
Совет третий: Как доставлять будем?
При покупке в зарубежных онлайн-маркетах следует помнить, что цена товара — это зачастую не окончательная сумма, которую придется заплатить. Чтобы ориентироваться в стоимости, на сайте нужно найти раздел со словом Shipping.
Различных служб по доставке довольно много — обычная почта (в разных странах называется по- разному), DHL, UPS, FedEx, EMS, Air Mail... Иногда магазины пользуются какой-то одной, но если есть выбор — на сайте должны быть указаны расценки (по весу посылки) и условия доставки.
Также встречается и так называемый free shipping (бесплатная доставка), чаще всего — в азиатских маркетах. Но при такой пересылке, если не повезет, покупку можно получить через месяц после заказа, например, из-за неизвестных у нас праздников. Те же китайцы празднуют свой день независимости и новый год по неделе (и это славян упрекают в любви к безделию?). Хотя зачастую заказ доходит за обещанные две недели. Кроме того, мелкие посылки не всегда можно отследить по трекингу, да и наши почтальоны любят забрасывать их прямо в почтовый ящик (откуда их благополучно может умыкнуть недобросовестный сосед). А более крупные посылки для удешевления разбивают на небольшие бандерольки, которые могут приехать с разницей в несколько дней, и за которыми придется побегать на «Укрпочту». Кстати, маркированы они часто как gift (подарок), так что растаможку они не проходят.
С другой стороны, даже с платными посылками, которые приходят по почте, может случиться практически то же самое — например, задержки по срокам доставки. При заказе же в онлайновых магазинах, ориентированных больше на опт и с низкими ценами, такой способ доставки будет самым разумным при покупке всего пары-тройки вещей. По крайней мере, плата за доставку не обойдется дороже самих вещей. Подобные расценки не редкость в пресловутых китайских хоулсейлах (оптовых магазинах) с одеждой, которую у нас любят продавать в соцсетях как корейскую и которая стоит на самом деле $ 5—10.
Что такое трекинг?
Track в переводе с английского означает проверять, отслеживать. Данный термин употребляется во многих сферах. Применительно к работе почтовых и курьерских служб доставки трекинг — это сервис, при помощи которого в любой момент можно отследить местонахождение того или иного почтового отправления.
Так, например, посылке при отправлении присваивается уникальный трекинг-номер. По этому номеру отправитель в любой момент может узнать о судьбе своей посылки в онлайновом режиме, используя интернет-сайты почтовых служб разных стран, либо той курьерской службы, услугами которой он воспользовался.
На сегодняшний день практически каждая крупная негосударственная почтовая или курьерская служба, экспресс-доставка предоставляет услуги трекинга своим клиентам. Достаточно лишь зайти на сайт нужной службы, ввести в специальное окошко код вашего отправления и кликнуть «трекинг». Также местонахождение посылки можно узнать с помощью сервиса ГдеПосылка.ру
Службы же вроде DHL или EMS обычно осуществляют так называемую доставку «до порога». Через них есть смысл заказывать пересылку, если покупка более-менее ценная, либо хрупкая, либо нужна в сжатые сроки.
Совет четвертый: Платим «в кассу»
Большинство зарубежных онлайн-маркетов принимают деньги через платежную систему PayPal. Потому, дабы облегчить себе жизнь для всех дальнейших покупок, советуют сразу регистрироваться там. Для этого нужно завести платежную банковскую карточку в любом банке, классом не ниже Visa Classic (при открытии лучше спросить о всех нюансах у менеджера, все-таки у каждого банка могут быть свои особенности), желательно сразу с услугой интернет-банкинга. При регистрации на сайте PayPal (она пошаговая и довольно упрощенная) к виртуальному счету привязывается физический счет банковской карты. Для проверки после регистрации со счета снимается несколько долларов, которые затем вернутся на карточку.
Вуаля — теперь после наполнения корзины в интернет-магазине нужно кликать «Pay with PayPal», и ввести требуемые данные. Отчет о покупке обычно приходит на электронную почту, а о снятых с карточки деньгах — в виде SMS- сообщения на мобильный телефон (если подключен интернет-банкинг).
Совет пятый: Покупка в руках
Получают заказанные вещи, как уже упоминалось выше, в зависимости от службы. «Укрпочта» обычно приносит уведомление с номером посылки — ее можно получить в отделении по месту жительства, имея при себе паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность.
Другие же службы обычно перезванивают при прибытии посылки в Украину (хотя если по трекингу видно, что покупка уже приехала, можно звонить и самостоятельно — быстрее будет) на указанный при оформлении заказа номер телефона. Доставка «из рук в руки» оговаривается на удобное время, либо посылку можно получить в офисе компании (адрес ближайшего лучше всего узнать опять же по телефону). Для получения также нужны документы.
После того, как долгожданная покупка оказывается в руках, дальнейший сценарий может развиваться в двух направлениях:
1. Покупатель остается довольным и счастливым.
2. Купленная вещь оказывается совсем не такой, как на картинке/бракованной низкокачественной и т. д.
В первом случае можно порадоваться и пользоваться купленным, а можно еще сделать доброе дело — приплюсовать рейтинг продавцу (если это аукцион), либо написать отзыв на сайте интернет-магазина, выложить туда снимок покупки. Как показывает практика, это очень упрощает жизнь другим покупателям. Срабатывает принцип «ты мне — я тебе», и очень вероятно, что в дальнейшем могут пригодиться эти же отзывы о других необходимых товарах.
Во втором случае нужно снять покупку и написать электронное письмо продавцу. Хотите верьте, хотите нет, но чаще всего это таки срабатывает — большинству магазинов и продавцов очень важен позитивный имидж. Покупку могут попросить вернуть (обратная пересылка за счет магазина), а деньги обяжутся перевести обратно на счет покупателя в течение нескольких дней.
В любом случае, даже если не все покупки оказываются удачными — разочаровываться не стоит, ведь все приходит с опытом. А в искусстве онлайнового шопинга он тоже играет не последнюю роль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий