воскресенье, 25 декабря 2011 г.

10 правил для покупок в Интернете

 
clip_image002
Казалось бы онлайновые магазины должны облегчить жизнь покупателю, привлекая его разумными ценами и эффективным сервисом. Ан нет — практика показала, что рост количества и популярности интернет-магазинов не слишком повлиял на качество обслуживания. И чтобы покупка была удачной и приятной, иногда приходится приложить недюжинные силы и смекалку
В последние несколько лет уже стало нормой при планиро­вании покупок (особенно крупных) сразу лезть во Всемирную сеть, чтобы узнать, сколько что стоит и где этот товар можно приобрести. С одной стороны — бесспорно удобно. С дру­гой — при таком обилии онлайн-магазинов вероятность попасть на недобросовестного продавца либо некачественный или не сертифицированный товар увеличивается. Ко всему прочему, интернет-торговцы уже давненько смекнули, как можно нажиться на покупательской лени. Потому занесем себе в «мемориз» не­сколько простых правил, о которых стоит помнить, приобретая товар в Интернете — как в отечественных, так и в зарубежных магазинах. Начнем с первых - здесь все очевиднее.

Правило первое: Анализируй это!

clip_image004 clip_image006
Банально, но сперва стоит просмотреть все возможные предложения по нужному товару. Для этого стоит прошерс­тить сайты вроде price.ua, hotline.ua, market.yandex.ua. Естественно, учитывая при этом все условия (оплату доставки, гарантию, сроки и т. д.). Можно, конечно, ходить проторенными путями, и покупать постоянно только в проверенных магазинах. Но так можно пропустить, например, какие-то акции, горячие предложения или более широкий ассортимент других онлайн-маркетов. Кстати, в Сети есть целые порталы, на которых собраны данные о скидках и распродажах тысяч магазинов (вроде проекта «Покупон»), и такая информация может значительно сэкономить время. Кроме того, может пригодиться сайт с отзывами о магазинах (например. Stop Shop).
Кстати, бывает и такое (сами бы не поверили, если бы не видели собственными глазами), что в оффлайновых магазинах некоторые товары оказываются существенно дешевле. Это обычно не каса­ется техники, а распространяется на более дешевые вещи — чаще всего это домашняя утварь. Особенно если эти товары отечес­твенного производства, либо представлены только в магазинах от производителя, и еще не успели проникнуть во Всемирную сеть. Например, постельное белье киевской фабрики явно проще поис­кать в магазинах этой самой фабрики, а никак не в Интернете, где в лю­бом случае наценка будет больше.

Правило второе: Изучите матчасть

Самое важное — выбрать правильный магазин. Солидные магазины нынче работают не первый год имеют в наличии широкий ассортимент товаров, указывают свой юридический адрес, банковские реквизиты, номер стационарного телефона. Менеджеры должны быть приветливы и действовать оперативно, учитывая все пожелания клиента. Для оплаты товаров обычно предлагается несколько способов. Что касается сайта — его дизайн должен быть выполнен профессионально, иметь домен вто­рого уровня, находиться на платном хостинге. Не лишним будет почитать отзывы о магазине, позвонить на его городской телефон.
Также стоит сразу ознакомиться со способами доставки, условиями покупки и гарантии (от производителя, от магазина, сертификация), с политикой возврата.

Правило третье: Требуйте внимания

Первый признак непрофессионализма сотрудников — если поку­пателю не перезванивают в течение часа после заказа, либо не при­сылают информацию об обработке заказа на e-mail. Если товар редкостный, либо по каким-то причинам нужно купить его именно в конкретном магазине — стоит смело звонить с вопросами о причине игнорирования.
clip_image008Смело можно вычеркивать из списка хороших продавцов онлайн - маркеты с неактуальными товарами в каталоге, где «почти все закончи­лось, но скоро, возможно, подвезут».
Кроме того, еще одно правило хорошего тона для интернет-магазина (если он, конечно, не оптовый) — не ограничивать сумму минимальной покупки, либо позволять забирать недорогие вещи самовывозом.
Также менеджеры магазина обязаны четко и внятно оговаривать ко­нечные суммы с включенной оплатой доставки, квалифицированно от­вечать на вопросы по товару, а также согласовывать удобное как для покупателя, так и для курьера время доставки. К сожалению, персонал интернет-магазинов, кото­рый бы отвечал всем этим элементарным требовани­ям — это скорее редкость, чем закономерность.

Правило четвертое: Платите с умом

Во избежание проблем многие оплачивают товар после доставки. Так можно убедиться в целостности, качестве товара и отдать деньги курьеру непосредс­твенно после осмотра. Многие украинские интернет - магазины именно этот вид оплаты и предпочитают.
clip_image009 Но, как правило, такой вид оплаты доступен только в крупных городах при доставке товара собственной курьерской службой интернет-магазина.
Есть еще один относительно безопасный ва­риант — перевод через банк. Магазин высылает покупателю электронной почтой счет, который нужно оплатить в ближайшем отделении любого банка. За свои услуги банк возьмет 1—3 % стои­мости товара. Зато в случае последующих проблем с магазином у покупателя будет платежный доку­мент, с которым можно обращаться в суд.
Распространенный за рубежом способ оплаты — с помощью банковской карты. Это быстро и удоб­но, хотя уже бывали случаи, когда хакеры взламы­вали интернет-магазины и считывали данные карт покупателей, после чего деньги с карт клиентов «улетучились». Поэтому есть смысл завести спе­циальную карту для покупок в Интернете, и пе­реводить на нее деньги непосредственно перед оплатой, чтобы минимизировать риски.
Интернет-магазины могут принимать также нало­женные платежи. Посылка отправляется покупателю по почте, и ее оплачивают при получении. Правда, посылка может потеряться, а с возвратом не устро­ившего товара могут возникнуть проблемы (распако­ванную посылку могут отказаться возвращать).
И последний вариант — оплата с помощью вирту­альных денег (WebMoney, Яндекс.Деньги). Это са­мый «опасный» вариант. Покупку можно оплатить, не получив в итоге товар. Чтобы избежать такого конфуза, нужно проверить аттестат продавца и по­читать отзывы о нем. Кроме того, курс конверта­ции виртуальных денег всегда невыгоден, и далеко не все магазины принимают оплату именно в них.

Правило пятое: Оговаривайте доставку

clip_image010 Курьерская доставка нынче бесплатная только при заказе на определенную сумму. Сроки достав­ки очень сжаты (1—2 дня), в некоторых случаях реально получить товар уже в день заказа (хотя это большая редкость). Причем в интернет-магази­нах белья, одежды, обуви, косметики и некоторых других предоставляется услуга «шоу-рум». То есть курьер доставляет сразу несколько вещей или определенный размерный ряд из которых после примерки можно выбрать только подошедший и понравившийся товар. Можно вообще отка­заться от покупки, но при этом придется оплатить стоимость доставки (20—30 грн). Все эти моменты обсуждаются с менеджером магазина в момент заказа.
Доставка через «Укрпочту» осуществляется в те­чение примерно 5—6 дней. При этом в момент оплаты наложенного платежа может взиматься до 4 % стоимости посылки. Курьера прямо домой можно заказать в местном отделении, но эта услуга оплачивается дополнительно.
«Новая почта» предлагает услугу «доставка до двери». Ее стоимость зависит от веса това­ра, также за доставку в удаленные от отделений службы населенные пункты придется доплатить дополнительно.
Цены на доставку автоперевозчиком тоже очень разные. Самая старая компания на этом рынке, «Автолюкс», осуществляет доставку за 1—2 дня. Такие же цены и сроки доставки у «Гюнсел». «Ночной экспресс» обойдется несколько дешев­ле — здесь плата за услуги устанавливается ин­дивидуально и зависит от удаленности заказчика (обычно до 40 грн). Эти и другие перевозчики также предлагают «доставку до двери».
Самовывоз, как и доставка курьером, хорош пост­оплатой. Кроме того, товар можно рассмотреть и пощупать в офисе или на складе интернет-мага­зина, и в случае, если что-то не устроило, просто не забирать его. Правда, в таком случае придется потратить свое драгоценное время, зато можно сэкономить деньги.

Памятка интернет-шоппера

Нужно обязательно ознакомиться с техническими характеристиками товара. Цена на технику из одного модельного рада может существенно отличаться в зависимос­ти от функциональных особенностей;
уточните комплектацию товара. К примеру, в комплект к мобильному телефону может входить гарнитура, к фотоаппарату — карта памяти и т. п.
почитайте отзывы о товаре на других сайтах. Учтите, что масса положительных отзывов может быть заказной;
если нашелся магазин, где цена на товар вдвое ниже, нежели в других — не рис­куйте! Не исслюнено, что магазин работает нелегально (легальный магазин имеет счет в банке) или торгует конфискатом:
почитайте гарантийные обязательства магазина, узнайте адрес ближайшего сервис-центра;
обязательно обсудите с менеджером цену, сроки доставки и цену самого товара. Если на сайте указаны цены в у. е., обращайте внимание на курс магазина:
купив мобильный телефон, в присутствии курьера проверьте IМЕI-код по базе данных «серых» телефонов (ее легко найти в Сети). Мобильные телефоны, приоб­ретенные в заграничных интернет-магазинах, в Украине по умолчанию считаются «серыми». IМЕI - код подлежит регистрации, для этого необходимо иметь оригинал таможенной декларации;
сверьте правильность заполнения гарантийного талона (печать, совпадение серии и номера изделия) и целостность пломб (если таковые имеются). Важно также, чтобы не была повреждена упаковка — вы рискуете лишиться гарантии или заполу­чить бракованный товар, который ранее уже возвращали в магазин.

Смотрим за бугор

clip_image012 Даже в наших интернет-магазинах иногда при взгляде на цены возникает стойкое ощущение, что дерут они с покупателей три шкуры — ну не может какой-то коварный блокнотик или шапка стоит так много. А рассказы о частых зарубежных распродажах или о грошовых американских ценах усиливают подозрения. Проверить, что почем и где купить довольно просто — пойти на разведку в зарубежные интернет-магазины. Еще каких-то пару лет назад с покупками там не особо хотелось связываться — слишком мудреным и запутанным казался процесс. Сейчас же за­казать какую-то мелочь с ebay или Amazon, либо недорогого онлайнового магазина Китая — дело двух щелчков мыши. Хотя и здесь есть свои премудрости.
Совет первый: На что смотреть
Что стоит покупать в зарубежных онлайн-маркетах? Да практически что угод­но, но с некоторыми оговорками.
Одежду и обувь можно заказывать людям со стандартными размерами. Но при этом лучше всего внимательно смотреть в так называемые Size chart, либо на за­меры конкретной вещи либо обуви. Кроме того, стоит учесть, что, к примеру, азиатские магазины зачастую маломерят и рассчитаны на низкорослых людей, зато штатовские — наоборот, большемерят. Сразу стоит для себя запомнить, что размер «М» (Middle) в Корее, США и Европе может отличаться на 1—2 раз­мера в любую сторону. Кроме буквенной, есть различные цифровые размерные системы (британская, американская и европейская) — таблицы соответствия несложно найти в онлайне. Тоже самое и с обувью. Вообще, опытные шопперы советуют в первую очередь ориентироваться на мерки в сантиметрах.
Мелкую и не особо дорогую электронику тоже можно довольно удачно поку­пать в зарубежных магазинах. Так, если сравнить цены на аккумулятор к ноутбу­ку в киевских магазинах с ценой «где-то там в Юго-Восточной Азии», то выбор сразу станет очевиден. Различные светодиодные фонарики, простенькие МРЗ- плееры, флешки — на все это стоит смотреть в первую очередь. Что-то покруп­нее и подороже, что может потребовать в случае чего гарантийного ремонта либо замены, возможно, оптимально приобретать в Украине. Хотя крупные селлеры без вопросов ремонтируют и меняют, но это требует денег и времени, ну и все-таки на порядок больший риск, чем при покупке сертифицированной техники с локальной гарантией на обслуживание в сервисном центре.
Ну и конечно, большие онлайн-магазины — это просто рай для коллекционеров. Обычно только там можно найти какую-нибудь редкостную серию «Трансформеров» 20-летней давности, либо пер­вые издания популярных книг.
Еще одна полезная ремарка — пока все-таки не все зарубежные магазины доставляют напря­мую в Украину. В таком случае, если вещь позарез нужна, можно поискать посредников, за услуги которых нужно будет выложить еще 20—30 % сто­имости заказа. Кстати говоря, посредников можно найти для покупки с любого сайта — но оправдано ли это? Большинство покупок проще и быстрее совершить самостоятельно, о чем читайте ниже.
Совет второй: Умный поиск
Поиск товаров можно начинать либо с поиско­вого сайта, по-простому вбивая название товара или его артикул. Но такой подход хорош лишь для редких товаров, тех же сборных моделей, иг­рушек или предметов коллекционирования. Если же речь идет о более популярных вещах, напри­мер, классических джинсах любой марки, то более верным путем будет поиск профильного магазина или обращения на интернет-аукцион, например, eBay. Кстати, слово «аукцион» не должно вводить в заблуждение новичков онлайн-покупки. На са­мом деле сейчас очень многие позиции можно купить новыми, без торгов и затягивания времени по твердой цене. Например, для джинсов можно выбрать фильтры «новое с ярлыками» и «купить сейчас» — в результате можно будет увидеть список товаров, находящихся в наличии у про­давцов. Механизм eBay сейчас используют многие электронные торговцы буквально по всему миру. Для компаний из Юго-Восточной Азии это стало настоящим окном в мир, а для покупателей, соот­ветственно, возможностью неплохо сэкономить. Например, некоторые продавцы из Гонконга пред­лагают бесплатную доставку в любую точку мира, и что самое удивительное — не обманывают.
Опасность попасть на мошенников, конеч­но, существует, однако надо понимать, что большинству выгоднее вести торговлю честно, тем более что на eBay существует система оце­нок продавцов. Перед тем, как совершить по­купку, надо просто посмотреть на рейтинг про­давца (он должен быть близок к 100 %) и число уже совершенных сделок.
Совет третий: Как доставлять будем?
При покупке в зарубежных онлайн-маркетах сле­дует помнить, что цена товара — это зачастую не окончательная сумма, которую придется запла­тить. Чтобы ориентироваться в стоимости, на сай­те нужно найти раздел со словом Shipping.
Различных служб по доставке довольно много — обычная почта (в разных странах называется по- разному), DHL, UPS, FedEx, EMS, Air Mail... Иногда магазины пользуются какой-то одной, но если есть выбор — на сайте должны быть указаны расценки (по весу посылки) и условия доставки.
Также встречается и так называемый free shipping (бесплатная доставка), чаще всего — в азиатских маркетах. Но при такой пересылке, если не пове­зет, покупку можно получить через месяц после заказа, например, из-за неизвестных у нас праздни­ков. Те же китайцы празднуют свой день независи­мости и новый год по неделе (и это славян упрекают в любви к безделию?). Хотя зачастую заказ доходит за обещанные две недели. Кроме того, мелкие посылки не всегда можно отследить по трекингу, да и наши почтальоны любят забрасывать их прямо в почтовый ящик (откуда их благополучно может умыкнуть недобросовестный сосед). А более круп­ные посылки для удешевления разбивают на не­большие бандерольки, которые могут приехать с разницей в несколько дней, и за которыми при­дется побегать на «Укрпочту». Кстати, маркированы они часто как gift (подарок), так что растаможку они не проходят.
С другой стороны, даже с платными посылка­ми, которые приходят по почте, может случиться практически то же самое — например, задержки по срокам доставки. При заказе же в онлайновых магазинах, ориентированных больше на опт и с низкими ценами, такой способ доставки будет са­мым разумным при покупке всего пары-тройки ве­щей. По крайней мере, плата за доставку не обой­дется дороже самих вещей. Подобные расценки не редкость в пресловутых китайских хоулсейлах (оптовых магазинах) с одеждой, которую у нас лю­бят продавать в соцсетях как корейскую и которая стоит на самом деле $ 5—10.
Что такое трекинг?
Track в переводе с английского означает проверять, отслеживать. Данный термин употребляется во многих сферах. Применительно к работе почтовых и курьерских служб доставки трекинг — это сервис, при помощи которого в любой момент можно отследить местонахождение того или иного почтового отправления.
Так, например, посылке при отправлении присваивается уникальный трекинг-номер. По этому номеру отправитель в любой момент может узнать о судьбе своей посылки в онлайновом режиме, используя интернет-сайты почтовых служб разных стран, либо той курьерской службы, услугами которой он воспользовался.
На сегодняшний день практически каждая крупная негосударственная почтовая или курьерская служба, экспресс-доставка предоставляет услуги трекинга своим клиен­там. Достаточно лишь зайти на сайт нужной службы, ввести в специальное окошко код вашего отправления и кликнуть «трекинг». Также местонахождение посылки можно узнать с помощью сервиса ГдеПосылка.ру
Службы же вроде DHL или EMS обычно осу­ществляют так называемую доставку «до порога». Через них есть смысл заказывать пересылку, если покупка более-менее ценная, либо хрупкая, либо нужна в сжатые сроки.
Совет четвертый: Платим «в кассу»
Большинство зарубежных онлайн-маркетов при­нимают деньги через платежную систему PayPal. Потому, дабы облегчить себе жизнь для всех дальнейших покупок, советуют сразу регистриро­ваться там. Для этого нужно завести платежную банковскую карточку в любом банке, классом не ниже Visa Classic (при открытии лучше спросить о всех нюансах у менеджера, все-таки у каждого банка могут быть свои особенности), желательно сразу с услугой интернет-банкинга. При регистра­ции на сайте PayPal (она пошаговая и довольно упрощенная) к виртуальному счету привязывается физический счет банковской карты. Для проверки после регистрации со счета снимается несколько долларов, которые затем вернутся на карточку.
Вуаля — теперь после наполнения кор­зины в интернет-магазине нужно кликать «Pay with PayPal», и ввести требуемые данные. Отчет о покупке обычно приходит на электронную поч­ту, а о снятых с карточки деньгах — в виде SMS- сообщения на мобильный телефон (если подклю­чен интернет-банкинг).
Совет пятый: Покупка в руках
Получают заказанные вещи, как уже упомина­лось выше, в зависимости от службы. «Укрпочта» обычно приносит уведомление с номером посылки — ее можно получить в отделении по месту жительства, имея при себе пас­порт либо другой документ, удостоверяющий личность.
Другие же службы обычно перезванивают при прибытии посылки в Украину (хотя если по трекингу видно, что покупка уже приехала, можно звонить и самостоятель­но — быстрее будет) на указанный при оформлении заказа номер телефона. Доставка «из рук в руки» оговаривается на удобное время, либо посылку можно получить в офисе компании (адрес ближайшего лучше всего узнать опять же по телефону). Для получения также нужны документы.
После того, как долгожданная покупка оказывается в руках, дальнейший сценарий может развиваться в двух направлениях:
1. Покупатель остается довольным и счастли­вым.
2. Купленная вещь оказывается совсем не такой, как на картинке/бракованной низкокачественной и т. д.
В первом случае можно порадоваться и пользоваться купленным, а можно еще сде­лать доброе дело — приплюсовать рейтинг продавцу (если это аукцион), либо напи­сать отзыв на сайте интернет-магазина, выложить туда снимок покупки. Как показыва­ет практика, это очень упрощает жизнь другим покупателям. Срабатывает принцип «ты мне — я тебе», и очень вероятно, что в дальнейшем могут пригодиться эти же отзывы о других необходимых товарах.
Во втором случае нужно снять покупку и написать электронное письмо продавцу. Хотите верьте, хотите нет, но чаще всего это таки срабатывает — большинству мага­зинов и продавцов очень важен позитивный имидж. Покупку могут попросить вернуть (обратная пересылка за счет магазина), а деньги обяжутся перевести обратно на счет покупателя в течение нескольких дней.
В любом случае, даже если не все покупки оказываются удачными — разочаровы­ваться не стоит, ведь все приходит с опытом. А в искусстве онлайнового шопинга он тоже играет не последнюю роль.

Комментариев нет: